Чьи интересы защищает СБУ, вмешиваясь в расследование НАБУ о выводе одесского аэропорта из коммунальной собственности?

По информации сайта 368.media, Главное следственное управление СБУ расследует уголовное производство по статье 375 Уголовного кодекса Украины (постановление судьей заведомо неправосудного решения) в отношении судьи Соломенского райсуда Виктора Фомина, который наложил арест на имущество одесского аэропорта в рамках расследования НАБУ.

Суд разрешил офицеру СБУ проверить работу следственного судьи Дмитрия Кратко, который также участвовал в принятии определений об аресте. В частности, следователям дали доступ к материалам об исполнении обязанностям судьи с марта по апрель этого года, когда он отсутствовал на рабочем месте по болезни.

Уголовное производство было начато по инициативе ООО «Одесса аэропорт девелопмент» и ООО «Международный аэропорт Одесса» – субъектов хозяйствования, участвовавших в противоправной схеме отчуждения Международного аэропорта «Одесса» из собственности громады.

Напоминаем, что с июня 2016 года НАБУ ведет досудебное расследование уголовного производства по факту злоупотребления служебным положением должностными лицами Одесского горсовета, в частности мэром Геннадием Трухановым и депутатами, а также ООО «Международный аэропорт Одесса» (ч.3 ст.28, ч.2 ст.364 Уголовного кодекса Украины), в результате преступных действий которых произошел захват крупнейшего актива коммунальной собственности.

Как установило следствие, отчуждение состоялось в 2011 году в результате создания Одесским городским советом и ООО «Одесса аэропорт девелопмент» совместного ООО «Международный аэропорт Одесса», в уставный фонд которого было передано имущество КП «Международный аэропорт Одесса». Отчуждение проходило вопреки требованиям законодательства – на безконкурсной основе и при крайне заниженной оценке активов, в результате чего Одесский горсовет, передав имущественный комплекс аэропорта, получил только 25% уставного капитала, остальные 75% отошли ООО «Одесса аэропорт девелопмент» под обязательство найти $180 млн. для реконструкции. 

По данным СМИ, основателем ООО «Одесса эйрпорт Девелопмент» стала лондонская компания Odessa airport development Ltd, бенефициарными владельцами которой на тот момент были известные одесские бизнесмены Борис Кауфман и Александр Грановский. Через них объект под контроль фактически взяла так называемая «семья» бывшего президента Януковича. 

Несмотря на обязательства перед горсоветом, в частности, обещания сдать в эксплуатацию новый пассажирский терминал еще в 2012 году, по состоянию на лето 2014 года работы выполнены на 45%. Более того, работы по строительству нового терминала аэропорта проводили за кредитные средства, полученные под залог имущества коммунального предприятия. По информации «Вестника госзакупок», 13 августа 2013 года государственный «Укрэксимбанк» открыл для ООО «Международный аэропорт «Одесса» кредитную линию на 30 миллионов долларов США. Реконструировать взлетно-посадочную полосу частный инвестор отказался.

Летом 2014 года Одесский горсовет создал депутатскую комиссию по проверке выполнения обязательств инвесторов в ходе реконструкции и развития аэропорта. Поводом для создания комиссии стал отказ ООО «Международный аэропорт «Одесса» предоставить горсовету информацию о финансово-хозяйственной деятельности, поскольку тот «не имеет полномочий контролировать общества с ограниченной ответственностью».

http://nashigroshi.org/wp-content/uploads/2014/11/%D0%BA%D0%B0%D1%83%D1%84%D0%BC%D0%B0%D0%BD-%D1%8F%D0%BD%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.jpg

В ходе работы комиссии выяснилось, что бюджет города после того, как аэропорт стал имуществом ООО, не получил от него никаких перечислений, а нанесенный ущерб ориентировочно оценивался в 66 млн.грн. за 3 года. В итоге, представители комиссии заявили, что инвесторы не выполняют своих обязательств, и 21 ноября 2014 года Одесский горсовет подал иск о признании недействительными положений Устава и договора с инвестором, определяющих размер доли города и инвестора, а также устанавливающих вклады в уставной капитал общества с ограниченной ответственностью «Международный аэропорт «Одесса». Но через месяц, в декабре 2014 года, Одесский хозяйственный суд его отклонил по формальной причине – из-за ошибок в оформлении иска. В Одесском апелляционном суде 12 февраля 2015 года решение первой инстанции оставили без изменений.

Далее судебные перипетии продолжились. В апреле 2015 года Высший административный суд Украины постановил вернуть дело о передаче имущества КП «Международный аэропорт «Одесса» на новое рассмотрение – в Хозяйственный суд Одесской области.

При этом в ВАСУ решения коллег назвали «преждевременными и сделанные по неполному выяснению обстоятельств, имеющих значение для дела, а также из неверного применения норм процессуального и материального права». В частности, судьи не предоставили свою оценку изменению правового режима собственности. Представители Фемиды не установили, была ли действительна оценка стоимости коммунального имущества, внесенная в уставной фонд созданного в 2011 году предприятия, а также не изучили доводов истца относительно изменения правового режима коммунального имущества, что нарушает права громады – четверть уставного капитала общества не обеспечивает горсовету права влиять на хозяйственную деятельность предприятия и является нарушением его прав и законных экономических интересов.

В июле 2015 года Хозяйственный суд Одесской области повторно рассмотрел и удовлетворил иск горсовета к ООО «Одесса аэропорт девелопмент», признав некоторые положения договора и устава предприятия недействительными. Эти пункты касаются передачи коммунальной собственности в качестве доли в уставном фонде предприятия, и решение суда фактически возвращает здания аэропорта в коммунальную собственность города. В частности, суд признал недействительным пункт 6.3.1. договора о совместной деятельности, который предусматривал, что имущество аэропорта составляет 25% от общего размера уставного фонда предприятия, а остальное принадлежит инвесторам.

Таким образом, в судебном порядке было установлено, что имущество КП «Международный аэропорт «Одесса» было незаконно отчуждено, и была фактически отменена передача имущества аэропорта частной структуре

Однако, во время апелляции Одесский городской голова Геннадий Труханов, проигнорировав интересы громады, неожиданно подписывает мировое соглашение, согласно которому ООО «Международный аэропорт «Одесса» возвращает коммунальному предприятию лишь 10 объектов из перечня. Более того мировым соглашением было прекращено действие договора о корпоративных принципах управления, вследствие чего отменялись какие-либо обязательства частной компании перед Одесским горсоветом, в том числе в части привлечения инвестиционных средств для строительства взлетно-посадочной полосы.

По сути, мировое соглашение зафиксировало факт незаконной перерегистрации коммунального имущества, которое было оставлено в собственности ООО «Международный аэропорт «Одесса».

Начатое антикоррупционерами в июне 2016 году уголовное производство не воспрепятствовало Одесскому горсовету в октябре 2016 года выйти из состава учредителей ООО «Международный аэропорт «Одесса», получив обратно в коммунальную собственность не весь аэропорт, а только 10 объектов, указанных в мировом соглашении.

В марте 2018 года выяснилось, что находящийся в стадии ликвидации «Платинум Банк» (принадлежит бизнесменам Борису Кауфману и Григорию Гуртовому) продает на т.н. голландском аукционе право требования по кредитному договору с обеспечением в виде оборудования международного аэропорта «Одесса». Кредитный договор был заключен 3 июня 2014 года с компанией все тех же предпринимателей «Аэропорт Хендлинг», которая обслуживает пассажиров и воздушные суда в Одесском аэропорту. В качестве залога выступает разнообразное движимое имущество: четыре тягача, автобус «Мерседес», прицепные багажные конвейеры, металлодетекторы, рентгено-телевизионные системы безопасности для осмотра ручной клади и так далее. Также в качестве обеспечения кредита фигурируют некие «имущественные права и обязательства» на сумму 52 млн 282 тысячи гривен. Задолженность по кредиту превышает 125 миллионов гривен.

По мнению сайта «Думская», в «Платинум Банке» осуществили ту же схему вывода средств, что и в климовском «Имэксбанке» – выдали кредиты своим или фиктивным фирмам под неликвидные залоги.

http://smotri.com.ua/wp-content/uploads/2018/03/2-7.png

http://smotri.com.ua/wp-content/uploads/2018/03/1-11.png

Источник 

29 марта 2018 года решением Соломенского райсуда Киева, по ходатайству детективов НАБУ и прокуроров САП, был наложен арест на недвижимое имущество аэропорта и 75% уставного капитала ООО «Международный аэропорт «Одесса», которые были переданы в управление Национальному агентству Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами. В управление АРМА, в частности, переданы все здания аэропорта, включая оба пассажирских терминала, общей площадью более 65 тыс. кв. м. По мнению НАБУ, арест имущества, ориентировочная стоимость которого, по предварительным оценкам, составляет около 2 млрд. грн., обеспечит выполнение задач уголовного судопроизводства и станет основой для возвращения имущества громаде города.

В апреле арестованное имущество аэропорта «Одесса» перешло в управление АРМА. Одновременно, юристы ООО «Одесса аэропорт девелопмент» и ООО «Международный аэропорт Одесса» попытались оспорить в административном суде арест, подав иск к государственному регистратору и Киевской городской государственной администрации о признании недействительными и исключении из госреестра записи об обременении недвижимого имущества аэропорта.

В августе 2018 года стало известно, что детективы НАБУ возбудили уголовное производство по факту возможного получения должностными лицами Окружного административного суда города Киева неправомерной выгоды за совершение незаконных действий по возвращению ООО «Международный аэропорт «Одеса» арестованного судом имущества аэропорта. В рамках этого дела в НАБУ вызывался на допрос в качестве свидетеля заместитель председателя Окружного админсуда Киева Евгений Аблов, являющийся председательствующим судьей по рассмотрению административного иска ООО «Международный аэропорт «Одеса». После этого, Аблов обратился в Высший совет правосудия, расценил вызов на допрос как вмешательство в его судейскую деятельность.

Параллельно, Окружной административный суд Киева временно запретил АРМА передавать в управление или на реализацию активы международного аэропорта «Одесса» до оценки имущества аэропорта «Одесса».

В Нацагентстве по розыску и менеджменту активов подтвердили судебный запрет передавать в управление Одесского аэропорта.

Источник 

Захватчики коммунального имущества, помимо противодействия АРМА, также попытались снять арест с недвижимого имущества аэропорта. Так, 16 июля Апелляционный суд Киева отказался удовлетворить жалобу ООО «Международный аэропорт «Одесса» и ООО «Одесса аэропорт Девелопмент» о снятии ареста с активов.  Попытки отменить арест имущества аэропорта не увенчались успехом ни в августе,  ни в октябре.

После этого, юристы ООО «Одесса аэропорт девелопмент» и ООО «Международный аэропорт Одесса» направили свой гнев в отношении судьи, который наложил арест, подав заявление в Главное следственное управление СБУ.

В этой ситуации удивительно то, что СБУ не начало соответствующее уголовное производство, когда Геннадий Труханов в октябре 2015 года заключил мировое соглашение, отказавшись от большей части имущества аэропорта, чем нанес коммунальной собственности вред в особо крупных размерах. На тот момент, НАБУ еще не было создано, а внесение данных ЕРДР по данному факту как раз находилось в компетенции СБУ. Но этого не последовало. Также вызывает вопросы тот факт, что ни СБУ, ни полиция не препятствовали попыткам отчуждения движимого имущества аэропорта по мошенническим схемам. Однако, СБУ вмешалось как только НАБУ и САП заблокировали возможность отчуждения имущества аэропорта по фиктивной кредитной задолженности.

Пока в судах идут баталии за отчужденное имущество аэропорта, НАБУ изучает детали учреждения ООО «Международный аэропорт Одесса» и участие в этом различных офшорных фирм. Детективы установили, что Odessa airport development Ltd, лондонский учредитель ООО «Одесса аэропорт девелопмент», получил от Velafichita Holdings LTD $15,52 миллиона. Указанные средства были переведены на счет ООО «Одесса аэропорт девелопмент», которое внесло их в уставной капитал ООО «Международный аэропорт «Одесса». Кроме того, Odessa airport development Ltd получило $587,7 тысяч от белизкого оффшора Klaveto Enterprises LTD, которые ему перечислила фирма Carosan Trading LTD. В связи с этим детективы в сентябре 2018 года направили запрос о межднародной помощи в Латвию для предоставления доступа к документам банка Regionala investiciju banka и проверки счетов и документы офшоров.

Остается надеяться, что до конца расследования НАБУ международный аэропорт «Одесса» не будет продан за долги «Платинум Банка» или еще какого-нибудь банка, в связи с не выплатами по внезапно образовавшемуся кредиту или кредитной линии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *